Возврату подлежит: когда можно вернуть новую машину с дефектом

Цель нашей компании - качественное оказание юридических услуг предпринимателям и физическим лицам.
21 Ноября 2016
Покупка новой машины для жителя Волгограда оказалась неудачной. За неполный первый год после приобретения автомобиль пробыл в автосервисе два месяца. Владельцу внедорожника надоело постоянно ремонтировать его, и он обратился в автосалон с требованием заменить машину на новую. Однако продавец отказался это делать, и дело дошло до суда. Суды двух инстанций разошлись во мнениях по квалификации неисправности джипа. Спор разрешил ВС.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей" покупатель имеет право в любой момент потребовать с продавца замену технически сложного товара и возврата денег за него, расторгнув договор купли-продажи. Однако, возможно это лишь в том случае, если выяснится, что у приобретения имеются существенные недостатки. Квалификация последних и вызывает многочисленные споры, в которых приходится разбираться судам.

Когда покупка приводит в суд

Андрей Баранов* в феврале 2012 года купил новый Рендж Ровер в автосалоне "Омега-Премиум". На автомобиль был установлен гарантийный срок – 3 года с даты приобретения, либо 100 000 км пробега, в зависимости от того, что наступит ранее. Через два года Баранов перепродал машину Антону Кулькову*. За неполный год владения автомобилем новоиспеченный собственник потратил на ремонт внедорожника два месяца.

В октябре 2014 года Кулькову надоели постоянные поездки в сервис, и он направил в автосалон письмо с требованием заменить некачественную машину на новую аналогичную модель. Владелец внедорожника так и не дождался ответа из "Омега-Премиум" и через два месяца послал продавцу еще одно письменное требование – вернуть стоимость автомобиля. Но и на это письмо автосалон ничего не ответил.

Тогда Кульков обратился в Центральный районный суд Волгограда. Заявитель попросил взыскать с "Омега-Премиум" стоимость машины – 6,5 млн руб., неустойку в размере 4,5 млн руб. за отказ добровольно поменять товар, компенсации морального вреда на сумму 100 000 руб., судебные расходы и потребительский штраф (дело № 2-1123/2015 ~ М-23/2015).

В ходе рассмотрения дела судья Светлана Шепунова назначила автотехническую экспертизу по ходатайству ответчика. По результатам исследования специалисты установили, что у машины неисправна подвеска, и это является производственным дефектом. Кроме того, эксперт пришел к выводу, что дальнейшая эксплуатация внедорожника в таком состоянии будет небезопасной.
Суд решил частично удовлетворить иск Кулькова, снизив сумму требований. Судья Шепунова постановила взыскать с "Омега-Премиум" стоимость машины – 6,5 млн руб., неустойку в размере 100 000 руб., компенсацию морального вреда – 1000 руб., судебные расходы – 19 647 руб. и потребительский штраф на сумму 3,3 млн руб.

В чем выражается существенный недостаток

Однако Волгоградский областной суд пришел к выводу, что истец не представил доказательств существенности выявленных недостатков автомобиля. Кроме того, у автосалона отсутствовала возможность установить, какой именно дефект приводит к неисправностям в работе подвески, отметила апелляция, отменила решение первой инстанции и полностью отказала в иске (дело № 33-8806/2015).
Кульков обжаловал такое решение в Верховный суд. Судебная коллегия по гражданским делам ВС указывает на то, что существенным недостатком считаются дефекты, которые выявляются неоднократно и приводят к невозможности или недопустимости дальнейшего пользования товаром (п. 13 постановления Пленума ВС от 28 июня 2012 года № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"). Исходя из такого определения, недостатки, которые выявлены в автомобиле истца, следует квалифицировать как существенные, пояснил ВС.

Невозможность установить, какой именно дефект приводит к неисправностям в работе подвески, не является юридически значимым обстоятельством, отметили судьи ВС (дело № 16-КГ16-29).

 * – имя и фамилия изменены редакцией

По информации «Право.Ru»
Вернуться к списку